Крупные сборы: принципы работы Фонда «Шанс»

altПодсчитано, что в мире каждый седьмой человек — с инвалидностью. В Беларуси живет более полумиллиона таких людей. Но часто ли мы можем встретить на улицах наших городов, в учебном заведении, общественном месте человека, например, пользующегося инвалидной коляской, или тотально слепого?

Их десятилетиями «выключали» и «вычеркивали» из общественной жизни. Их сдавали в интернаты, прятали за толстыми стенами квартир. Они не научились общаться, взаимодействовать с социумом, и социум не умеет делать этого.

Но в последнее время люди с инвалидностью потихоньку выходят из тени и пытаются включиться в жизнь общества. Общественное объединение «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» при поддержке Агентства США по международному развитию USAID в Беларуси создало проект «Искусство за инклюзию людей с инвалидностью» (инклюзия (от inclusion — включение) — процесс создания для людей с инвалидностью равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества). Это первый проект, направленный на самые широкие слои нашего общества (хотя, конечно, в целом должен помочь людям с инвалидностью). Его задачи — через информирование и просветительские мероприятия сформировать положительное отношение к людям с инвалидностью, развернуть общество в сторону сотрудничества и позитивного взаимодействия.

В рамках этого проекта состоялся Круглый стол на тему: «Люди с инвалидностью в информационном поле», организованный БелАПДИиМИ.

«В последнее время публикаций о людях с инвалидностью стало больше, — отмечают организаторы, — однако информация в основном подается так, что либо вызывает жалость, либо напротив, человек с инвалидностью представляется в образе героя, который живет «несмотря на» и «вопреки тому, что». Ни то, ни другое не может способствовать принятию «на равных», включению людей с инвалидностью в жизнь общества. Нам необходимо создание реального образа такого человека, без условностей, что невозможно без активной поддержки от средств массовой информации. Мы выходим на тот уровень, когда нет необходимости делать акцент на выделении людей с конкретными особенностями, а показывать общество, в котором есть место каждому, независимо от его специфических потребностей».

alt

В Круглом столе приняли участие представители Министерств информации, культуры, образования, медиа-персоны, такие как певцы Александр Патлис и Патриция Курганова, модельер Саша Варламов, артистка театра и кино Анна Полупанова и другие. Главными героями мероприятия стали, конечно, сами люди с инвалидностью. А вот представителей СМИ, ради которых и был задуман Круглый стол, были единицы. Именно с ними обсуждались новые возможности освещения жизни людей с инвалидностью в контексте инклюзии: равноправное обучение, работа, дружба, самореализация. Журналистам было предложено изменить пропорции «обычность — необычность», глубже смотреть на проблему инвалидности, искать новые пути подачи информации. Неоднократно в ходе Круглого стола отмечался тот факт, что СМИ, к сожалению, избегают темы инвалидности. Она неудобная, некомфортная. Певица с инвалидностью по зрению Патриция Курганова рассказала, например, как записывали концерт, в котором, в частности, принимала участие Диана Гурцкая, но после монтажа ее выступление оказалось вырезанным. Этот факт руководство первого российского канала объяснило тем, что негоже травмировать зрителя видом слепой певицы. Патриция также рассказала, что, будучи преподавателем музыки, неоднократно сталкивалась с настороженностью родителей тех детей, которых к ней приводили на занятия: «а сможет ли она учить наших детей?». Певица высказала пожелание к социуму оценивать ее по умению петь и учить пению, а не по ее «особенности».

Наряду с Патрицией участвующие в Круглом столе люди с инвалидностью рассказали собравшимся о том, как они видят подачу информации о них самих: «Ничего для нас без нас». Те, кого мы привыкли считать «не могущими», «нетрудоспособными», «больными» или что еще хуже «страдающими», на самом деле — такие же, как мы, просто люди, и у них есть жизненная позиция, мысли об обществе и своем месте в нем, они могут сами о себе рассказать.

По мнению заместителя председателя Белорусского общества инвалидов, координатора Офиса по правам людей с инвалидностью Сергея Дроздовского, воспринимать людей с инвалидностью как равных мешают стереотипы. Сергей привел пример с президентом Америки Рузвельтом: «На протяжении последних 60 лет у американского народа он считается самым выдающимся президентом. Американцы очень бережно и трепетно относятся к своей истории, поэтому каждый их президент имеет свой памятник, каждый. А вот президент Рузвельт получил свой памятник практически через 40 лет после смерти, и это удивительный факт. Как же восхищение и любовь американцев к Рузвельту не сподвигли их сразу на то, чтобы воздвигнуть памятник любимому президенту?! И одна из причин заключалась именно в том, что воля Франклина Делано Рузвельта была таковой, чтобы изобразить его в инвалидной коляске, поскольку именно с помощью ее он и передвигался при жизни. С этим невозможно было смириться американскому обществу! Ему понадобилось 40 лет взросления, понимания проблемы инвалидности, чтобы поставить такой памятник. Мемориал на Национальной галерее посвящен 12-летней истории США с четырьмя комнатами на открытом воздухе, каждая из которых посвящена сроку Рузвельта в должности президента, и в каждой из которых установлена скульптура. Все, кто посещает сегодня этот мемориал, у входа видят статую Рузвельта в инвалидном кресле. Это очень неслучайно, символично и является большим опытом для всех, и нас в том числе».

На Круглом столе также звучали мысли о том, что часто к людям с инвалидностью относятся либо как к жертвам, либо как к героям. На этом заострил свое внимание консультант по маркетингу, копирайтер, поэт, в прошлом занимавшийся социолингвистикой и человек с «особенностями» Никита Трофимович. В частности, молодой человек сказал: «Каждый привыкает к той жизни, которую он ведет. И для меня моя — это никакой не героизм, а привычка адаптироваться к условиям. Герой, жертва — это ненормальные люди. Герой — ненормален с плюсом. Жертва — ненормальна с минусом. Ни я, ни любой человек с инвалидностью — никакой не герой, никакой не особенный. Просто в связи со своей ситуацией какие-то общечеловеческие мелочи от нас требуют большего внимания. И все. Инвалид — это человек, которому нужно немножко помочь. А относиться внимательно хорошо было бы ко всем».

Участники Круглого стола обсуждали, как помочь обществу воспринимать людей с инвалидностью на равных. Что мы можем сделать все вместе и каждый в отдельности, чтобы наше общество стало более инклюзивным, гуманным, эмпатийным? Чтобы как шутка в прошлом остались слова чиновника Минского горисполкома, сказанные им однажды в сердцах: «Пандусов понастроили, а никто по ним не ездит»…

Актриса Анна Полупанова, рассказывая о своем опыте взаимодействия с людьми с инвалидностью, отразила чувства и эмоции многих условно здоровых представителей нашего социума: «В «Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» нужно было сделать сюжет. Признаюсь, сперва испытывала страх и неловкость. Не знала, как смотреть на человека с инвалидностью, чтобы он не смутился, какие вопросы ему задавать…»

Чувства неловкости и неумения правильно вести себя с людьми с инвалидностью испытывают очень многие из нас. Мы не знаем, что можно говорить и делать по отношению к этим людям, а чего нельзя. В помощь таким, как мы, на Круглом столе раздали открытки с 10-ю пожеланиями. Вот они:

1. Разговаривая с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сурдопереводчику или сопровождающему лицу. Обращайтесь к человеку с инвалидностью по имени, когда подобное обращение демонстрируется в отношении остальных.

2. Рукопожатие при знакомстве с человеком с инвалидностью будет вполне естественным — даже тот, кто носит протез или испытывает сложности с рукой, сможет пожать руку в ответ — правую или левую, что допустимо.

3. Предлагая свою помощь, ждите, пока ее примут, и только потом обязательно уточните, как именно помочь.

4. Не проявляйте покровительство к человеку в инвалидной коляске — не кладите руку ему на голову или плечо, не называйте уменьшительными именами.

5. Кресло-коляска — часть личного неприкосновенного пространства человека. Опираться или повиснуть на чьей-либо инвалидной коляске равноценно тому, чтобы проделать то же самое с ее обладателем.

6. Беседуя с человеком, который пользуется инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, — вам обоим будет проще разговаривать.

7. В разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно и терпеливо. Ждите, когда человек сам закончит фразу, не поправляйте и не договаривайте за него. При необходимости задавайте короткие вопросы, которые требуют таких же кратких ответов, кивка или жеста.

8. При встрече со слабовидящим человеком обязательно назовите себя и людей, которые пришли с вами. Во время общей беседы в группе поясняйте, к кому конкретно вы обращаетесь, не забывайте назвать себя.

9. Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Четко проговаривайте слова и смотрите ему прямо в глаза. Разговаривая со слабослышащим человеком, который умеет читать по губам, расположитесь так, чтобы вас было хорошо видно и ничего не препятствовало обзору (еда, сигарета, руки).

10. Ведите себя естественно. Не смущайтесь, если допустили оплошность, случайно сказали «Увидимся» или «Услышимся», «Пойдем» тому, кому этого говорить не стоило.

Думается, эти пожелания могут стать первыми шагами на пути к принятию «на равных», включению людей с инвалидностью в жизнь общества — в нашу общую жизнь.

Гелия ХАРИТОНОВА 

Статья размещена в газете  «Богадельная, 32».