От рыбы к удочке
Тема благотворительности рождает множество вопросов. Своеобразный «путеводитель по благотворительности» расскажет, как сделать вашу помощь действенной и эффективной.
Итак, в благотворительности можно выделить три составные части: получатель, благодетель и собственно ресурс. Рассмотрим все три.
ПОЛУЧАТЕЛЬ. Помощь получателю может быть разовая: перевести старушку через улицу, дать денег на лекарство. Но часто проблема единовременной помощью не решается: болезнь серьезная и долгая, старушек приходится переводить в этом месте постоянно, потому что светофора нет. Понятно, что помощь будет тем качественнее, чем полнее она решит проблему получателя в целом. Лучше дать денег не на упаковку лекарства, а оплатить весь курс. Еще лучше собрать на операцию, которая сделает ненужным прием лекарств. А еще лучше — добиться, чтобы такие операции делали всем, кому надо, без всякой благотворительности. Лучшим результатом с точки зрения получателя будет то, что он перестанет нуждаться в помощи. Либо проблема решится полностью, либо он начнет справляться посредством традиционных механизмов (ближайшее окружение и государство).
БЛАГОДЕТЕЛЬ. Есть точка зрения, согласно которой благодетель должен присутствовать в процессе минимально: дал денег по принципу «левая рука не знает, что делает правая» и ушел. А если есть малейшие подозрения, что он тоже чего-то хочет, значит, ему нужен пиар, самоутверждение, отпущение грехов и проч.
Мне этот подход совершенно не близок. Благодетель — значимый субъект процесса. Нормально, что он не желает быть использованным, хочет убедиться в эффективности вложений, получает репутацию, авторитет и уважение. Нормально, что для кого-то помощь со временем становится работой.
РЕСУРС. Поначалу кажется, что чем больше ресурс, тем лучше. На поверку все сложней. Например, дарим подарки сиротам — формируем в них потребительское отношение…
Оптимально, когда ресурс используется с максимальным КПД, но вот просчитать этот КПД бывает непросто. И очень часто со стороны не очевидно, что важнее с точки зрения КПД. К примеру, довольно сложно бывает объяснить среднестатистическому спонсору, что провести для воспитателей приюта курс «Как протекает детское горе» (а в приюте все дети в состоянии острого горя по причине потери родителей или разлуки с ними) гораздо важнее, чем вывезти детей в цирк.
Одновременно многие проблемы в благотворительности решаются нематериальными ресурсами. Они зависят от квалификации специалистов, их системы ценностей, законодательной базы, системы принятия решений.
ТРИ КРИТЕРИЯ
Как же грамотно оценить благотворительную деятельность? Все наверняка знают притчу про рыбу и удочку. Суть ее в том, что можно помочь голодному, каждый день делясь с ним рыбой, которую ловишь сам. Это будет хорошо. Но гораздо лучше подарить ему удочку и научить ловить рыбу. В оценке КПД разных благотворительных схем эта притча может стать своеобразным эталонным метром.
Итак, рассмотрим различные благотворительные схемы с трех разных ракурсов:
а) с точки зрения получателя — «рыба или удочка?»;
б) с точки зрения благодетеля — в зависимости от степени компетентности, «вклада души»;
в) с точки зрения ресурса — КПД и системные решения.
1. Безадресный сбор денег
Примеров много: отправь смс, опусти в ящик денежку, купи подарок или памперсы и положи в кучу, подай милостыню.
A. Обычно «рыба».
Б. Вклад души если и есть, то со стороны организаторов. Общественный контроль минимальный.
B. КПД: порой просто глупость (игрушки в детский дом), чаще всего — затыкание дыр (памперсы, сборы в пользу жертв катастроф), редко — что-то более существенное (игровые комнаты в больницах, няни для детей и т. п.).
На что-то сложное и системное так собирают редко, однако для разовой помощи метод вполне подходит, если есть доверие к собирающей организации и достаточная уверенность, что она потратит ресурс с толком.
2. Адресная материальная помощь
Сбор денег на операцию ребенку, поддержку конкретной семьи, учреждения.
A. «Рыба»: в следующий раз придется собирать снова.
Б. Вклад души чуть больше, чем в первом случае: есть сведения о ребенке, иногда сбор денег сопровождается конкретными действиями (передачей лекарств, например).
B. Вынося за скобки результат лечения (тут понятие КПД не применимо), в целом КПД относительно высок: создаются зачатки самоорганизации, использования социальных сетей и др. Уровень общественного контроля довольно высокий.
Выбор здесь сложен: собирают много на что, а выбирая одного, неизбежно оставляешь без помощи другого. Я для себя проблему решаю через осознанное доверие. Есть несколько людей и организаций, которые я знаю: знаю их въедливость, честность, внимательность к людям. Если они просят, я участвую.
Могут быть и иные критерии выбора: кто-то помогает детям, кто-то взрослым, кто-то самым тяжелым, кто-то — тем, кому никто не помогает. Любая из схем имеет полное право на существование.
3. Создание механизма постоянной поддержки
Фонды, которые регулярно решают проблемы учреждения или определенной категории получателей: приобретают оборудование, занимаются обучением специалистов, изданием литературы, созданием условий для обучения и работы людей с ограниченными возможностями и т. п. Поддержка может быть не только материальной.
A. Чаще всего «рыба» — для учреждений: стоит потоку иссякнуть, и все вернется на круги своя. Для конкретных получателей нередко «удочка».
Б. Вклад души организаторов очень большой, обычно они становятся профессионалами. Вклад тех, кто поддерживает их деньгами, существенно меньше.
B. КПД при разумном подходе довольно высокий: не только осуществляется первичная помощь, но и создается инфраструктура, сайты, система регулярных акций и т. д. К сожалению, на системном уровне проблемы чаще всего консервируются: раз есть фонды, в бюджеты памперсы можно не включать. Уровень общественного контроля невысок — он отдан на откуп государству.
Имеет смысл поддерживать команды и фонды, которые вы знаете как честные и эффективные. Информацию найти совсем не трудно, зато будете уверены, что ваш ресурс использован с толком.
4. Конкретная помощь
Стать волонтером в больнице, шефом ребенка из детдома, помогать знакомой малоимущей семье и т. п.
A. На первый взгляд — чистая «рыба», однако само общение с людьми «из большого мира» для многих категорий получателей является единственным способом раздобыть хоть немного «удочки».
Б. Вклад — большой. В нем — и сила, и слабость: люди эмоционально выгорают, отчасти и потому, что слова одобрения они слышат редко, а вот что-нибудь вроде «тебе больше всех надо?» — сплошь и рядом.
B. КПД внешне не очень впечатляет. Но при большом распространении имеет кумулятивный эффект: проблемы получателей становятся частью общественной жизни, их обсуждают, о них думают, а опыт показывает, что если общество о чем-то всерьез думает, то оно с этим что- нибудь да сделает. Есть много неочевидных составляющих КПД: например, если ребенок общается с постоянными волонтерами, ему всегда есть кому пожаловаться, а значит, многократно возрастает его защищенность от насилия. Из слабых мест: много организационных трудностей, связанных как с ограничивающим законодательством, так и с отсутствием в стране такой специальности, как социальный менеджмент.
Если есть ресурс — участвовать, если нет — поддерживать. Катастрофически не хватает инфраструктуры поддержки волонтеров, супервизий, групп по профилактике выгорания, конференций по обмену опытом, премий и других символов общественного признания.
5. Развитие инфраструктуры социальной деятельности
Создание сайтов, СМИ, центров, мест встреч, систем грантов и фандрайзинга, систем обучения волонтеров и т. п.
A. «Удочка», и в этом главная сложность: поскольку акт «угощения рыбой» не проявлен, очень неохотно поддерживается спонсорами. Со стороны вообще не понятно, зачем «кормить фонды».
Б. Вклад — большой. Участники профессионализируются и раздавать «рыбу» больше не хотят.
Если бы те, кто способен оценить важность создания инфраструктуры, поддерживали прежде всего этот уровень, было бы здорово: для спонсоров-корпораций деньги, которые нужны на поддержку, невелики, а эффект от них большой. Но спонсоры пока хотят рыбой кормить.
6. Новые технологии социальной деятельности
Экспериментальные площадки, аналитические группы по подготовке изменений в законодательстве, программы переобучения специалистов социальной сферы, исследования и т. п.
A. Это даже не «удочка», а мастерская по их производству.
Б. Вклад — большой. И не только души, но и ума, и опыта. Его всегда мало, сколько ни вложи, потому что масштаб задач очень велик. А вот денежные вложения обычно требуются довольно скромные, но их почти невозможно раздобыть.
B. КПД потенциально самый высокий. Когда Эдвард Боулби (1907-1990, английский психоаналитик, специалист в области психологии детского развития, семьи. — Прим. ред.) сумел донести до сознания членов английского правительства и общественности, чтo именно происходит с маленькими детьми в условиях депривации, дома ребенка в Англии были заменены профессиональным семейным устройством в течение пары лет. На Украине ряд изменений в законодательстве и тотальная переподготовка специалистов на основе другой системы ценностей сделали то, с чем не справились бы сотни фондов и тысячи волонтеров: ополовинили сиротские учреждения. Есть чему поучиться.