Денис Мороз: «Для благотворительности нужны удобные механизмы»

alt

Если бизнес-гиганты занимаются благотворительностью — значит, это кому-нибудь нужно? Значит, кто-то хочет, чтобы они это делали? Значит, это необходимо, чтобы они стали отличным примером для других? Директор ООО «Новый город» группы компаний «АРМТЕК» Денис Мороз уверен в том, что хороший пример заразителен.

Коротко: Денис Викторович Мороз окончил военную Академию РБ в 2001 г. В разные годы работал генеральным директором компании «Мидвест», директором Минского завода виноградных вин. Эксперт в области IT, продаж, маркетинга. С 2012 г. — директор ГК «Армтек», созданной в 1994 г. Основное направление деятельности компании — торговля автозапчастями для легковых и грузовых автомобилей иностранного производства на территории России и Беларуси. Лидер рынка.

- Вы руководите компанией относительно недавно. Благотворительность — это традиция, существовавшая здесь и ранее, или ее сюда «принесли» Вы?

— «Армтек» — это группа компаний, ее деятельность распространяется на Россию и Беларусь. И благотворительность — жизненная позиция наших учредителей. Позиция достаточно твердая и подлежит обязательной трансляции всем сотрудникам компании, по всей вертикали. Это неотъемлемая часть корпоративной культуры. Наша благотворительная деятельность — показатель социальной ответственности бизнеса. И мне кажется, что все в «Армтек» устроено абсолютно правильно. Если какое-то правило исходит от родителей системы, то оно органично в систему и вписывается. Благотворительность либо есть, либо ее нет. Последним мероприятием был благотворительный фестиваль «Белые ночи Армтек» для тех детей, которым мы оказали помощь. Очень важно видеть результат своей помощи.

- То есть обратная связь для Вас обязательна?

— Да, нужно ведь не просто создавать философию на тему «мы хотим помогать», но еще и делать так, чтобы обязательно была обратная связь. И помощь должна быть адресной. Человеку надо понимать, куда конкретно идут деньги, которые он регулярно жертвует из своего кармана. Видимый результат всегда подогревает желание творить добрые дела и дальше.

- То есть благотворительность в компании — это не только отчисления из бюджета? В нее вовлечены все сотрудники?

— Естественно, в бюджете на год заложены конкретные суммы, которые мы каждый квартал перечисляем в определенный благотворительный фонд. Но ведь нам регулярно поступают дополнительные просьбы о помощи. Вот тогда мы организуем акции по сбору средств среди сотрудников. Это один из наших принципов — вовлечение. И он очень здорово работает.

В большинстве людей потребность помогать заложена от природы. Но наша жизнь очень динамична. Человек и успевает-то лишь сбегать на работу, поесть, лечь поспать… Заниматься какими-то вещами, которые с их точки зрения напрямую не влияют на повседневную жизнь, просто некогда. Это касается и благотворительности. И поэтому ею занимаются либо от случая к случаю, либо по «звоночку», например, при виде бабушки на паперти. А когда на предприятии, где человек ежедневно трудится, создана удобная система помощи без отрыва от работы, это становится частью жизни, нормой. Можно спокойно и удобно вносить посильный вклад. Нажал кнопку, обозначил сумму, которую готов пожертвовать, и все. Эффективно и просто. Люди это ценят.

- Что значит «нажал кнопку»?

— Ну, это условно. На внутреннем интернет-ресурсе компании есть специальный раздел, посредством которого мы оповещаем наших сотрудников о планируемых благотворительных мероприятиях или акциях. Чтобы принять участие в них, достаточно зарегистрироваться, обозначить свое согласие, нажав ту самую «кнопку», указать по желанию определенный денежный вклад. Сумму определяет сам сотрудник, так же как и вид платежа: наличными деньгами или удержанием из зарплаты. На все это человек тратит не более двадцати секунд.

После каждого мероприятия на нашем сайте обязательно публикуется отчет с итогами и суммой собранных средств. И еще — отзыв, благодарность от ребенка или его родителей. Это и есть удобный и прозрачный механизм.

- У вас есть «специализация» в благотворительности?

— Да, и это четко прописано в политике компании. Мы помогаем только детям и только с определенным типом болезней. Нам важно, чтобы обязательно был результат. Мы долго обсуждали эту тему, спорили, непросто приходили к этому решению… Но сейчас от своей позиции не отступаем.

- А Ваши сотрудники тоже могут рассчитывать на помощь со стороны компании?

— Когда человек внутри коллектива занимается благотворительностью и видит, что компания это поддерживает и поощряет, он на подсознательном уровне понимает, что в случае беды ему тоже всегда придут на помощь. Если мы помогаем «сторонним» людям, то, конечно же, поддержим и своих. Это сильно мотивирует.

У нас были случаи, когда мы оперативно помогали своим сотрудникам. Один из них вообще выдающийся. На лечение больного ребенка нашего коллеги внутри компании (по Беларуси и России) было собрано порядка 35 тысяч евро за три часа! Мы видим, как люди гордятся тем, что работают не только в современной, но еще и в «правильной» компании.

- Вам есть с чем сравнивать — вы не впервые на руководящей должности… Как оцениваете уровень социальной ответственности бизнеса в нашей стране?

— Проблема в том, что на белорусском рынке отсутствуют сильные воздействия, призывы заниматься благотворительностью. А наши бизнесмены ввиду различных причин имеют много сложностей, у них просто нет времени и возможностей задуматься еще над чем-то, кроме основных дел. Благотворительность должна развиваться по принципу социального обмена: услуга за услугу.

Во всем мире среди благотворительных фондов и организаций принято проводить различные приемы для важных персон, «звезд», руководителей бизнеса. С целью сразу убить двух зайцев: собрать деньги и привлечь новых доноров. Люди на таких мероприятиях общаются в своем кругу, видят пример других. Это очень стимулирует. В ответ на приглашение и возможность пообщаться с интересными людьми бизнесмен вполне может принять решение помогать конкретному фонду или кому-то еще. У нас такой системы пока нет. И принцип, естественно, не работает. А он важен.

Приведу пример из книги про Ходжу Насреддина. Когда тонул ростовщик, его все пытались спасать и кричали: «Давай руку, давай руку!» Подошел Ходжа Насреддин и объяснил, что кричать нужно совсем по-другому: «На руку, на руку!» И ростовщик сразу схватился за одну из протянутых ему рук, его быстро вытащили. Люди не хотят отдавать сразу. Только в ответ на то, что ему уже дали. Этот и есть принцип социального обмена. Он как раз чаще всего и двигает людьми. В том числе в вопросах благотворительности.

- А Вы сами вне работы как-то помогаете окружающим?

— Бывают моменты, когда ко мне подходят на улице и просят о помощи. Скажу честно: ловлю всегда себя на мысли, что сомневаюсь в честности этих людей. Постоянно задумываюсь, действительно ли они нуждаются в этой помощи. Зато я всегда помогаю тем, кто продает что-то свое — связанное, выращенное… Не важно, нужно мне это или нет, я обязательно куплю. Потому что понимаю: человек вложил в это душу, и ему важно, чтобы его труд принес пользу, а не просто деньги. Тогда его это точно не обидит. И он не просто просит, а зарабатывает тем, чем может.

- Тема благотворительности затрагивается в кругу Ваших знакомых, друзей, близких?

— Иногда мы обсуждаем ее. Но замечу, что практически всегда тему поднимаю я. Правда, меня это не очень удивляет. Много информации просто проходит мимо людей. Недавно говорили на такую тему. Один из моих собеседников удивился: «Так, а кому помогать? Некому ж». «Как некому?! — говорю. — Каждый день по телевизору в рекламных блоках идет информация о том, кому нужна помощь». Оказывается, люди не замечают этого либо не верят, потому что в данный момент просто не расположены к помощи. Человек так устроен, он проблем себе не ищет. Есть готовые удобные механизм — готов. Нет — будет отсиживаться. Но в целом я еще не встречал людей, которые сказали бы, что не хотят никому помогать. Хотят все. Не все делают.

А еще есть часть людей, которые вообще боятся, что, начни они заниматься благотворительностью, и на них будут смотреть как-то странно… Мол, жена еще скажет: «Почему это ты деньги на благотворительность отдал, вместо того, чтоб ребенку новые туфли купить?»

- А у Вас в семье такое возможно?

— Нет. Я занимаюсь благотворительностью не от случая к случаю, а регулярно. И на работе, и вне стен офиса. Для моей семьи это давно норма. Недавно в школе у сына собирали вещи для ребят из детского дома. Мы думали, он вынесет весь свой шкаф… Готов был отдать последнее. Мне кажется, что это правильно. Шестилетняя дочка тоже всегда предлагает помочь тому, кто в этой помощи, на ее взгляд, нуждается. Я вообще считаю, что нельзя растить инфантильных детей, которые не способны понимать ту часть общества, от которой их ограждают «заботливые» родители. Такой подход только вредит детям, ведет к психологическим проблемам и асоциализации. Мы живем в социуме и должны принимать его законы. И поэтому детям нужно показывать все, что существует в обществе: и хорошее, и плохое.

- Нужно ли говорить о благотворительности вслух тем, кто ею занимается?

— Бизнесу — однозначно да! Не только нужно, но и жизненно необходимо. Чем больше будет в Беларуси компаний, которые занимаются благотворительностью и говорят об этом вслух, тем больше людей будет понимать, что они в меньшинстве, раз еще не причастны к такому великому делу… Особенно действенно, когда об этом говорят бизнес-гиганты. Люди начинают верить и понимать: раз сильные мира сего приняли это решение, то оно действительно правильное.


Автор Юлия Мудревская

Газета «Богадельная, 32» (от 15.11.2012)