ISEFI: Давайте начнем с того — понимают ли люди, зачем нужно жертвовать и что такое корпоративная социальная ответственность?
Л. А. : Люди как раз-таки понимают, зачем нужно жертвовать, а вот компании А вот что такое КСО люди не понимают, потому что все наше прошлое и настоящее требует специальной подготовки для понимания корпоративной социальной ответственности.
Вот вы живете на лестничной клетке. В доме. У вас квартира, а рядом другая квартира. И вы знаете, что там страдает ребенок. И вы знаете, что там есть нужда. Вы друг к другу за спичками, за солью ходите. Это нормально, когда вы приходите к ним и помогаете. На бытовом уровне это ровно так. Или вы приходите в храм, и священник говорит: «Вот та прихожанка, она очень нуждается, быть может, поможем». И вы берете и отдаете деньги, вещи — это обычное нормальное человеческое движение. Просто помочь, поддержать кого-то — ничего в этом такого удивительного нет. А вот компании не понимают, зачем это делать.
ISEFI: Каково процентное соотношение жертвующих, скажем, в России?
Л. А. : Сложно ответить на этот вопрос. Я — журналист, а не фандрайзер. Большое процентное соотношение. С нами (программа «Издательского дома «Коммерсант» — прим. авт.) в рамках программы работает около 500 компаний. При этом стоит понимать, что наш сайт собирает денег больше, чем влиятельная газета «Коммерсант». То, что мы делаем, и то, что пока в Беларуси, к примеру, делает фонд «Шанс» — не очень-то по шерсти нашему и вашему государству. Почему? Потому что государства у нас патерналистские. Они исповедуют модель, когда государство тебе все даст, а ты живи и думай о родине. Это правильно, это красиво. Но только оно не дает все. Ни в одной стране мира оно не дает все. Оно просто не в состоянии все дать. И если уже говорить о государстве, то государство — это мы. Когда кто-то говорит, что государство сделало что-то, нужно понимать, что это что-то мы с вами и сделали посредством наших налогов. Ничего другого у государства нет, кроме наших налогов. Оно распоряжается нашими налогами. И если говорить о спасении детей, то государство наше — думаю что и ваше, пока что — приветствует гражданскую помощь детям. Оно не приветствует помощь адресную, через газеты, журналы и сайты. Вот здесь государство начинает говорить — «нет-нет-нет, ребята, этого не надо. У нас все должны делать клиники (у вас, кстати, они и делают, в отличие от российских)». К примеру, я знал всегда, что у вас онкология на очень высоком уровне: лечат качественно и оборудование нормальное. Я слышал это и в Украине, и в России.
Возвращаясь к корпоративной социальной ответственности — если говорить об адресной благотворительной помощи в виде печатного фандрайзинга, то ни у вас, ни у нас это не приветствуется государством. Почему? Потому что мы с вами в этом случае публикуем язву общества, которую государство само не может залечить — а это значит, мы критикуем государство. На самом деле, я человек, который всю жизнь делал журналистскую карьеру на критике — оппонируя и советской власти, и сейчас — это нормальное журналистское поведение — анализируешь, что делает власть, и выдаешь критические решения — не оппозиция, а оппонирование. Это нормально — пресса и должна оппонировать. Но не здесь, когда мы публикуем письма матерей больных детей, которые просят деньги у читателей на то, где госбюджета не хватает (мы же не подменяем госбюджет, мы его дополняем, и это главная позиция, которая примиряет наших читателей — законопослушных людей — и более того, вызывает отклик) — мы дополняем, мы помогаем своему государству, но ему это не нравится. Если вы в тихушку будете это делать — хорошо. А вот если вы начнете рассказывать и открывать эти язвы — то нет, этого не нужно. Вот что такое бюджет? Это — закон. Его каждый раз принимает законодательный орган. А закон всегда — это прошлый опыт. Он всегда смотрит не вперед, а назад. А почему? Потому что мы наработали какой-то опыт на старом законе, поняли, что мы переросли его — и вот перед нами новые проблемы, которые нужно решить. И мы их решаем, но мы решаем вчерашнюю проблему, которая сегодня не дает жить. И мы их решили — но жизнь мудрее и выдвигает новую проблему, и всегда будет разница между бюджетом и потребностями. Если брать здравоохранение, то оно сегодня с развитием компьютерной техники и химизации идет, извините за советский образ, семимильными шагами вперед — и ни один госбюджет не поспевает за ними. Уже есть технологии, как лечить проще, но дороже — и в результате щадящие технологии позволяют выживать. Парадоксальная ситуация: Медведев, Путин выступают и говорят — надо больше вкладывать в благотворительность. Больше Я — член Совета по правам человека при президенте — я эти призывы слышу, и я понимаю, что вот здесь — власть. А там потом Минздрав идет, и говорит совсем другое. Но он не просто Минздрав — он мнение этих же ребят выражает. Почему? А потому что Минздрав — самое крупное финансовое министерство. И когда выступает выборная пора, весь электорат «лежит» под Минздравсоцразвитием: «Сюда пенсию прибавим, туда льгот добавим.» А дети больные не голосуют — голосуют старики И понеслось. И в этом смысле мы — пятое колесо — и с этим надо что-то делать.
Я в этом плане исхожу из позиции, что все должно быть предельно конкретно. Истина конкретна. Милтон Фридман, нобелевский лауреат по экономике, говорит: «Корпорации создаются для того, чтобы извлекать прибыль. Никакой другой функции, кроме как повышать прибыль своих акционеров, нет». Когда ему говорят: "А как же местное сообщество, у них же есть проблемы?" Что такое гражданское общество? Это когда мы с вами собираемся и не бежим в Госбюджет, потому что нам надо дорогу заасфальтировать, а берем, скидываемся и асфальтируем. Когда мы вместе решаем то, что нам надо, не оглядываясь на этот Госбюджет. Это и есть зачатки гражданского общества. Потому что у власти свои задачи, у нас свои. Так вот Милтон Фридман продолжает: «По мне так КСО с ее благотворительной направленностью на местные сообщества очень смахивает на подкуп этих сообществ».Мол, ребята, заткнитесь, вон мы вам бабки дали, забор починили, больницу построили — и дальше что делали, то и делаем. Мы же, как советские люди, привыкли мыслить: белое-белое, красное-красное. А жизнь — она серобуромалиновая, да и в крапинку еще. Все по-другому. Все сложнее. И никто не знает, что будет завтра. Говорят, там наверху знают. Но я марксистского образования. И агностик.
ISEFI: Если следовать мысли Фридмана, то получается, что КСО — это вообще едва ли не вред для общества.
Л. А. : Я могу смело сказать, что КСО в площадном и плакатном ее виде, смахивает на оброк, который наши компании в России платят государству. Это идет с тех времен, когда еще Лившиц заявил во времена Ельцина: «Делиться надо » Сегодня никто вам в этом не признается, и я не напишу, но до 70% благотворительных бюджетов крупных компаний уходят по рекомендациям властных структур. Это оброк. И это все не крадется. Благотворительность — зона свободы, я сам решаю — и я прав, это мои деньги, это не во вред государству, а на пользу всем. А когда тебе указывают, куда вкладывать — это не совсем зона свободы. Это другая зона.
ISEFI: Почему-то в последние годы, когда вокруг да около развелось много мошенников, собирающих деньги под видом благотворительности, все чаще раздаются голоса о вреде благотворительности.
Л. А. : Есть великая ошибка Генри Форда — великого благотворителя — подлинная цель любой благотворительной организации состоит в том, чтобы некому было благотворить. Изжить себя — это и есть подлинная цель. Это он сказал 100 лет назад, когда Америка была бедна, в массовую безработицу и голод. Он с большим размахом делал соцдома, обучал людей, строил школы.
ISEFI: Если изжить благотворительность не получится, то каково ее будущее, и при чем здесь КСО?
Л. А. : В первые годы Советсткой власти Ленин позвал своего друга Алексея Капитоновича Гастева, сильного инженера, изобретателя. Тот тогда сказал: «Мы — нищие, мы разгромленные, мы никакие — возьми топор, иди в лес и создай город без гвоздя. Предки умели.» Он создал первый Институт труда. Там читали лекции о теории удара, нажима для крестьян. Обучали, как работать напильником, чтобы не уставать. Это и была КСО тех дней — применительно к Советской власти. Они обучали народ, давали ему эту услугу бесплатно. Собственно, в Америке сотни тысяч благотворительных организаций занимаются тем же — они берут деньги у государства и выполняют эти функции. И гранты выделяют. Прошло 100 лет — и в этом ошибка Генри Форда — Америка не бедна и не голодна, а фондов — миллионы. Десятки миллионов американцев жертвуют. Благотворительный бюджет Америки, сформированный добровольно, превышает бюджет Минздрава США — он за 300 миллиардов долларов. Форд был неправ в одном — он не учел себя и себе подобных, тех, кто состоялся и не может пройти мимо тех, кто страдает. Так они вкладывают во все — в развитие науки, медицины, космоса. В этом много корысти, но это выгодно всем, и за этим всем стоит стандарт, типизация. Нельзя отступать, если ты хочешь быть в обществе. Если ты хотя бы 100 баксов в год не отдаешь на благотворительность, ты — нехороший человек. И поэтому везде в Манхеттене, в Центральном парке — таблички: «Эту скамейку содержит мистер Смит». На столбе написано — мистер Смит. Ты приходишь в больницу, там — дерево, на дереве листья, на каждом листе фамилии тех, кто деньги дает. Или койка в этой больнице, а на койке бирка — койку содержит тот-то. Он просто деньги отчисляет на ее содержание. Целые клиники содержатся на благотворительности, и общество — общество, а не власть — всячески это стимулирует и поддерживает. Почему? Мы до этого не дожили, а в Советское время упустили. Они формируют свою общность: «Американец», «Мы все равны».
Ошибка Форда в том, что он не думал, что дарить — приятнее, чем получать, в расчет не брал, хоть сам был именно таким.
ISEFI: Одним из популярных трендов в благотворительности по-прежнему остаются так называемые «матчинг гифтс». В чем особенность подобного рода благотворительности.
Л. А. : Понятие «матчинг гифтс» — совместные дары. Скажем, вы сотрудник «Нью-Йорк Таймс» и вы решили пожертвовать 3000 долларов. Приходите к бухгалтеру и говорите: «3000 долларов равными долями перечисляйте от меня ежемесячно туда-то». И компания «Нью-Йорк Таймс» от вашего лица перечисляет 7500 долларов — коэффициент 1 к 1,5, 4500 долларов добавляет компания. Я три дня бегал по этажам и задавал один вопрос: «Зачем? Ведь там даже вашей компании имя не будет написано». То, что они мне рассказали, легко укладывается в мою советскую башку: «Если ты делаешь доброе дело для своей страны, то ты имеешь право на дополнительную прибыль». Есть в этом коммерческая выгода — да никакой. Есть большая нравственная выгода: дарить — приятнее, чем получать.
ISEFI: А ситуация в России похожа на то, что происходит в Америке?
Л. А. : У нас давно все крупные компании имеют если не фонды, то департаменты — департаменты по связям с общественностью. Мы как фонд («РусФонд») обеспечиваем бесплатный аутсорсинг благотворительных услуг. Сейчас мы идем в режиме 10-12 млн долларов в год.
Пришла к нам крупная компания, которая решила помогать больным детям, создать программу, дарить 150 000 дол в год, но посчитали — около 20 000 долларов на организацию отдела. Пришли к нам и говорят: «Сколько вы с нас возьмете?». Я говорю: «Нисколько». Если вы о заработке, то мы зарабатываем по-другому. В той же благотворительности — согласно Закону о благотворительности, который у нас в России, в отличие от вас, есть и постоянно совершенствуется. 10 лет — и до сих пор мы вносим поправки. Но опять все несовершенно — корпорации упущены — Минфин против, мы не доросли еще до этого. Вот мы приняли закон о 25 процентов налогового годового вычета для частных благотворительностей — их отдать и не начислять налоги. В Америке — 50, там статус неприбыльной организации имеют все медицинские, образовательные и церковные организации — туда корпорации могут жертвовать напрямую. Например, я — владелец корпорации по производству гаечных ключей. И мне нужен новый ключ. Зачем мне нанимать кого-то, создавать производство, если я могу обратиться в университет, по системе 10% налогового вычета за благотворительность заплатить — и молодые талантливые специалисты мне все сделают. У них будет динамика и мотивация. Поэтому там университетская наука расцветает. И это тоже КСО.
ISEFI: Что нужно, чтобы мотивировать наше общество для того, чтобы они занималось благотворительностью?
Л. А. : Важно, чтобы была законодательная база. У вас народ готов жертвовать. Порядка 750 000 долларов собрано одним только фондом «Шанс» за 2,5 года — и это не банк дал, а народ и корпорации. Это ошеломительный результат. Это значит, что Беларусь беременна благотворительностью. Мы за первый год собрали 85 000 долларов. На следующий — 153 000. У вас слишком много документации — указ 300 — это «Как не надо заниматься благотворительностью».
ISEFI: Как на вашем опыте благотворители перенесли кризис? Насколько уменьшились суммы?
Л. А. : В 2008 году мы сделали 217 млн российских рублей. За год кризиса было очень трудно — крупные доноры ушли. Не потому что денег не стало — они ушли создавать свои фонды, потому что им казалось, что это будет эффективно. Но пришли другие — мы подстраиваемся. Мы делали кризисный дизайн сайта — с выпячиванием главного героя. И в результате собрали на 17 млн больше, мы много для себя открыли, хоть было и очень трудно.
Это просто новый вид журналистики — новая журналистская услуга. Для нас. В «Нью Йорк Таймс» уже 60 лет эту услугу оказывают. Но только там безадресный фандрайзинг. У них нет нашей проблемы, что никто никому не верит. Дают только на конкретные имена. Но у вас миллионы людей готовы жертвовать. Останавливает у нас только одно — боязнь остаться в дураках. У нас есть взносы хоть по 30 рублей — но и это очень ценно. Это доверие. Деньги — показатель доверия общества. Корпорации стали помогать больше — и по деньгам, и по количеству корпораций.
В 2002 году в России вступила в действие вторая часть налогового кодекса — были отменены все благотворительные льготы. И сразу тысячи российских фондов приказали долго жить. В этом случае менеджмент белой и пушистой благотворительности выигрывает.
Я всегда говорю одну главную мысль — мы за то, чтобы рассказывать о вашей благотворительности. Мы за то, чтобы благотворительность стала важной имиджевой составляющей вашего бизнеса. Это не все, но многое. Раз уж мы заговорили о КСО.
Читать интервью на сайте Международного социально-экономического фонда "Идея"