Участники конференции "Разделяя ответственность общества" поделились своими мыслями о благотворительности
Александр Ерушенко, журналист, газета «Минский курьер»:
- Какова роль СМИ в формировании культуры благотворительности в Беларуси?
— Это одна из прямых задач средств массовой информации. Ведь если люди не будут знать о том, что происходит в стране, о том, какие насущные потребности есть у общества и отдельных граждан, помощь не может быть оказана. Поэтому тут связь совершенно прямая.
- Легко ли заинтересовать ваших читателей подобными публикациями?
— Газете поддерживать обратную связь с читателями сложнее, чем другим СМИ. Могу лишь сказать, что отклик зависит не только от того, как мы напишем, но и от того, насколько грамотно и интересно была организована и проведена акция. Так что, можно сказать, в привлечении интереса читателей ответственность мы делим с организаторами.
А у белорусов потребность в занятии благотворительностью была всегда. В одно время — большая, в другое — меньшая. Но она никогда не исчезала. У нас очень толерантный народ, который всегда откликается на чужую беду.
- Что лично вас мотивирует заниматься благотворительностью?
— Во-первых, я нормальный человек, с нормальными чувствами и реакциями на чужую беду. А во-вторых, профессия журналиста предполагает социальную ответственность изначально. Поэтому тут не только личная потребность, но и профессиональный долг.
- С точки зрения журналиста, что бы вы порекомендовали организаторам конференции на будущее?
— На мой взгляд, не хватает более широкого присутствия западных партнеров, которые имеют гораздо больший опыт в вопросах вовлечения общества в благотворительную деятельность. Ведь надо признать, что в советские времена мы, не потеряв душевных качеств, все-таки привыкли больше возлагать социальную ответственность на государство. Оно нас должно защищать, поддерживать, а наше личное участие ограничивается тем, что мы платим налоги. Сейчас настало время менять эту позицию.
Сергей Приемко, начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Белгазпромбанк»:
- Является ли сегодня корпоративная благотворительная деятельность полноценным направлением в деловой стратегии белорусского бизнеса?
— Нет. Благотворительность сегодня является обязательным элементом в деятельности бизнеса. Но при этом не все компании ее рассматривают как обязательное условие для достижения успеха. Чтобы так было, благотворительная деятельность компании должна быть формализована и должна вестись по программе, которая имеет долгосрочные цели.
Если предприятие планирует в долгосрочной перспективе занять на рынке определенную нишу, оно так же должно отдавать себе отчет и в том, что будет сделано им и в части оказания спонсорской, меценатской, филантропической помощи — какой угодно. Ведь что такое социальная ответственность бизнеса? Платить зарплаты работникам, платить налоги государству, предоставлять качественные товары и услуги потребителям. Если компания эту триединую задачу выполнила и на этом сказала: «Все, для меня достаточно!» — значит, бизнес может быть хорошим, но не успешным. Между этими двумя понятиями есть тонкая грань. Успешный бизнес предполагает, что о деятельности предприятия судят не только по производимым товарам и услугам, но и по эмоциям, которые доставляет сотрудничество с ним. А вот эмоции как раз и подкрепляются деятельностью другого рода.
- Белорусский бизнес эту грань уже почувствовал?
— Думаю, еще далеко не все его представители. Большинство наших бизнесменов понимают благотворительную деятельность как дань, которую надо заплатить, чтобы от него отстали.
- Как отличить истинную благотворительность, рожденную чувством социальной ответственности бизнеса от рекламы, от псевдоблаготворительности?
— Думаю, своего рода индикатором может быть долгосрочность занятия благотворительностью со стороны бизнеса. Если предприятие долго и целенаправленно работает в конкретном направлении, здесь, можно быть уверенными, мода и реклама закончились давно, и осталось осознанное решение помочь обществу в конкретной области. А если сегодня компания занимается одним, завтра — другим, послезавтра — еще не известно чем, то здесь явно еще не понимают, что делают и для чего.
- А Вы лично готовы заниматься благотворительностью?
— Я — готов. Но я хочу быть в этом свободным. Поэтому лично я выбрал для себя направление — это помощь бездомным животным. И не только я сам являюсь волонтером такой организации в Минске, но и мои жена и дочка. Я думаю, что у каждого человека есть подспудное желание помочь ближнему, которое в итоге всегда трансформируется в конкретный поступок. А каким он будет и когда мы его увидим — вот это нам заранее знать не дано. Но лично я, моя семья, мои коллеги — готовы к благотворительной деятельности.
Алексей Александров, журналист, газета «Белорусы и рынок»:
- Лежит ли на СМИ часть ответственности за формирование культуры благотворительности в Беларуси?
— Думаю, это добровольный выбор и желание журналиста или того или иного руководителя СМИ. Невозможно все время обращаться к теме благотворительности и не искать каких-то новых подходов в ее освещении — это не будет интересно читателю. Но если журналист или редактор становится профессионалом в этой теме, разбирается в ней, ищет новые проблемы и ракурсы, подает ее неординарно и живо, пытаясь зацепить аудиторию за живое — это будет интересно и нужно обществу.
- Получается, что вызвать интерес к той или иной проблеме или событию — обязанность журналиста, а не вопрос использования грамотных маркетинговых и PR-технологий белорусским «третьим сектором»?
— Скорее, это вопрос взаимодействия прессы и некоммерческих организаций, а также вопрос прозрачности и открытости их деятельности, готовности говорить на острые социальные темы.
- Читателям интересна тема благотворительности сегодня?
— Если говорить о нашей газете, в ней были материалы о корпоративной благотворительности и, к моему удовольствию, их активно обсуждали в интернете, на форумах. Значит, эта тема интересна и эта информация нужна обществу.
- И бизнесу?
— Да. Хотя бы для того, чтобы разбить стереотип о том, что бизнес — это лишь средство наживы и ни что другое. К сожалению такое мнение сегодня живо у многих людей. Поэтому важно показывать разные стороны, чтобы заставить общество задуматься.
- Но многие в благотворительной деятельности компании видят рекламу, выгоду для бизнеса
— Думаю, для бизнеса участие в благотворительности в меньшей степени продиктовано поиском личной выгоды. Скорее, это попытка показать не просто человечность, а разобраться в проблемной ситуации и решить ее по возможности.
Вера Гахова, исполнительный директор МБФ «Прикосновение к жизни»:
- Одной из ключевых проблем, останавливающих развитие филантропической деятельности в Беларуси, эксперты называют разобщенность усилий тех, кто занят в этой сфере. А о чем говорит ваш опыт?
— Для того, чтобы фонд работал, необходимо привлечение всех людей, которые небезразличны к чужому горю. Например, мы лишь выражаем чувства тех детей, с которыми встречаемся в онкогематологическом центре, привлекая в качестве спонсоров и простых людей, и представителей бизнеса.
- А легко ли бизнес идет в ваши проекты? Готовы ли наши деловые круги к тому, чтобы взвешенно, на долгосрочной основе заниматься благотворительной деятельностью?
— Нельзя сказать о том, что представители бизнес-структур Беларуси остаются в стороне от благотворительности. Это будет не правильно. Другой момент, что сегодня экономическая ситуация в стране несколько напряженная и поэтому часть призывов оказать благотворительную помощь остается безответными. Но при этом многие хотя бы покупкой билетов на наши мероприятия все-таки оказывают содействие и помощь больным детям. И как с гордостью говорит директор Республиканского научно-практического центра детской онкологии и гематологии Ольга Олейникова, в итоге Беларусь добилась уровня выздоравливаемости детей 73-75%. Это немаловажно.
- Возникают ли проблемы в партнерстве со СМИ?
— Благодаря тому, что мы стучимся во все двери, средства массовой информации нам открывают вход на бесплатной основе. Для размещения всех наших афиш, объявлений, флаеров, растяжек по городу. Немало помогает в этом и поддержка Мингорисполкома.
- Каких практических решений Вы ожидаете от прошедшей в Минске Международной конференции «Разделяя ответственность общества»?
— Думаю, самое главное — появившаяся уверенность, что мы все-таки сделаем шаг к тому, чтобы объединить усилия всех белорусских общественных объединений, международных фондов и бизнеса для того, чтобы делать одно общее дело — заниматься благотворительной деятельностью.
Людмила Красовская, директор группы компаний «Твоя столица»:
— Благотворительностью наша компания занимается с самого начала своего создания. Стоило агентству недвижимости «Твоя столица» появиться в рекламе, как к нам стало приходить множество писем с просьбой о помощи. Писали ветераны, дети, спортсмены И так как учредители нашей компании — это люди, у которых болят сердца за тех, кто нуждается в помощи, мы, даже имея на то время очень маленький бюджет и еле сводя концы с концами, понемножку старались оказывать помощь нуждающимся. Мы рассматривали, кому она нужнее, и уже этим людям помогали постоянно.
И сейчас этот поток писем не остановился. Мы думаем, кому выделять, кому не выделять, кто больше других нуждается в помощи.
- Как строится ваша работа с некоммерческими организациями?
— Нам приходят от них письма, на которые мы откликаемся. И для нас очень важно, чтобы та помощь, которую мы оказали адресно, пошла туда, кому мы захотели помочь. Поэтому мы всегда уточняем: а на что именно пойдут наши деньги? И когда нам пишут, кому пойдет помощь, тогда мы ее оказываем. Эта работа у нас идет постоянно: на каждый квартал у нас есть план.
- Занятие корпоративной благотворительностью — это реклама компании, в том числе?
— Учредители «Твоей столицы» не считали нужным кричать об этом. Ведь наша помощь идет от сердца и мы не хотели на этом зарабатывать. Хотя рассказать нам есть о чем и опыта много: мы уже больше восьми лет помогаем семейному детскому дому в Минске.
- А ваши партнеры по бизнесу занимаются благотворительностью? Вообще, принято ли в наших деловых кругах говорить на эту тему?
— Нет. Здесь каждый сам по себе. Да и мы, как я уже говорила, не кричим о своей помощи. Просто оказываем ее. Но теперь, правда, перед нами встал вопрос: может, об этом стоит все-таки больше рассказывать? Может быть, надо, чтобы и наши клиенты знали о том, что мы занимаемся корпоративной благотворительностью? Вот я и пришла на конференцию, чтобы узнать: может быть, нашему «алмазу» стоит придать огранку? И какой именно она должна быть?..
- А Вы лично готовы заниматься благотворительностью?
- Я давно помогаю своим талантливым друзьям — поэтам, композиторам, певцам — записывать свое творчество в студиях. Выступала продюсером детского альбома «Дождик-галошка»,и сейчас мы пишем второй замечательный и очень добрый альбом для детей, который подарим детским домам. Ведь у нас в Беларуси нет детских песен, этим никто не занимается Около восьми лет я помогаю одной деревенской церкви. Это возле озера Селява, на родине моего отца. Здесь, как я узнала, его крестили. Эта церковь работает, но она старенькая, деревянная, да и приход маленький — деревня, откуда там деньги? Чувствую, что моя помощь нужна.
- И что Вам это дает?
— Самое главное, я не жду возвращения того, что отдаю. Отдаю — и ощущаю спокойствие, внутреннюю гармонию Ведь нельзя ни в бизнесе, ни в личной жизни только принимать. Надо отдавать обязательно. Это законы гармонии. Надо отдавать обязательно.