Дай, друг, на лапу денег мне «Советская Белоруссия»
Тяжелобольным людям часто ничего не остается, кроме как просить денег у сочувствующих. Через СМИ, интернет, объявления на столбах И как не откликнуться? Жаль, но отзывчивостью порой пользуются мошенники, которые в прямом смысле паразитируют на чужом горе. Ходят по квартирам, прикидываясь родителями больных детей. Создают фальшивые сайты благотворительных организаций. Под видом гуманитарной помощи наводняют наш рынок контрабандой. Да мало ли чего еще. Разномастные дельцы орудуют и в реальной жизни, и в виртуальной среде.
Под прикрытием
Родителям тяжелобольных детей нет времени заниматься сбором огромных сумм для оплаты лечения. Эту ношу взвалили на себя благотворительные фонды. Но вот беда: пронырливые мошенники иногда выдают себя за благодетелей. Ходят по квартирам и пускают в ход весь свой преступно-алчный артистизм.
Например, в конце прошлого года в Минске объявилась странная парочка, якобы муж и жена. Они собирали деньги на лечение тяжелобольной девятилетней девочки Лизы. При этом выдавали себя за родителей малышки. Где-то визитеров попросили показать какие-нибудь удостоверяющие документы, но «ходоки»
спешно ретировались, оставив вручную написанный номер расчетного счета фонда, куда можно перевести деньги.
- Трудно даже предположить, сколько жертв попалось на удочку мошенников, — возмущается директор благотворительного фонда «Шанс» Наталья Маханько. — Нам уже несколько раз звонили по этому поводу. Теперь, насколько знаю, парочка перебралась из Фрунзенского района в Заводской. Работают по той же схеме. Только представляются не «мамой» и «папой», а сотрудниками нашего фонда. Люди должны четко понимать, что никто не собирает средства для тяжелобольных таким образом. Родители, скорее, обратятся к нам или будут искать деньги через СМИ. Мы же работаем исключительно безналичным путем, через банки. Впрочем, если уж человек и просит деньги у жильцов квартир лично, то у него должны быть все подтверждающие документы: паспорт, свидетельство о рождении ребенка, выписка из медицинской карты. Причем не ксерокопии, а оригиналы, которые тяжело подделать. Увы, люди у нас слишком доверчивые.
Не верю
Однако иногда мы бываем и въедливыми, и подозрительными, и дотошными. На одном из сайтов в интернете недавно наткнулся на перепалку, которую спровоцировало объявление: «Семье двухлетнего Егора из Минска очень нужна помощь в приобретении дорогостоящего лекарственного препарата: малышу необходимы ретиналамин для стимуляции функций сетчатки глаз (3 упаковки) и автокресло для посещения врача и других поездок. Общая сумма — 700 долларов». Одна из читательниц этого объявления поставила под сомнение необходимость сбора именно такой суммы: «Так уж вышло, что работаю в аптеке. Очень хорошо знаю цены на лекарства. Стоимость одной упаковки заявленного — около 365 тысяч рублей».
Звоним в аптеку, действительно цена такая. Может, люди просто решили перестраховаться и поэтому заявили большую сумму? Никого упрекать, обвинять не будем, но
Сегодняшний интернет создает благодатную почву для аферистов — это факт. Злоумышленников прельщает возможность действовать анонимно, скрывая информацию о себе. Плюс в сети никто не запрещает объединяться в сообщества (их сотни), обсуждать, дискутировать, а иногда и собирать какие-то суммы. На лечение, восстановление приюта, да даже на корм голодающим животным из питомника.
Две капли воды
Иногда, чтобы все было правдоподобно, рождаются порталы-двойники — странички, которые точь-в-точь копируют сайты благотворительных организаций. Преступники подставляют собственные расчетные счета. И ждут первых поступлений. Потерпевшие часто даже не знают, что их одурачили, и в милицию не обращаются.
После трагедии в «Хромой лошади» в сети начали массово появляться ресурсы, которые якобы занимаются сбором средств для родственников погибших. А после разрушительного землетрясения на Гаити электронные ящики многих интернет-пользователей завалили горы спама. Неизвестные предлагали жертвовать деньги пострадавшим от стихийного бедствия, указывали при этом свои банковские реквизиты.
Без проволочек
Кстати, о счетах. С апреля минувшего года значительно упростилась процедура открытия счета, в том числе благотворительного. Раньше это можно было сделать, только если на руках имелось заключение медицинского учреждения либо специальное ходатайство. Но постановление Национального банка № 40 «Об открытии банковских счетов» отменило жесткие требования. Теперь достаточно просто прийти в банк с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность. После заключения договора клиент сам отвечает (и отчитывается) за расходование средств со своего счета. Просто, удобно, без лишней волокиты и проволочек.
Сейчас только в Беларусбанке более 1.700 благотворительных счетов, на которых находится около 1 миллиарда рублей в эквиваленте. Эти средства собраны на лечение и как гуманитарная помощь из-за рубежа.
Праведное и неправедное
В январе этого года Генеральная прокуратура направила в суды сразу несколько уголовных дел. В них фигурируют индивидуальные предприниматели, руководители и должностные лица общественных объединений «Забота о детях», «Забота о будущем», «Шаг от Чернобыля», «Баркос», «Содействие социальной защите». Всего 11 человек. Они промышляли тем, что ввозили в страну крупные партии одежды (сэконд-хэнд) под видом безвозмездной иностранной помощи. Уклонялись от уплаты налогов, необоснованно освобождали свои товары от таможенных платежей. В главном следственном управлении предварительного расследования МВД мне сообщили, что общий ущерб, который дельцы причинили бюджету, составляет около пяти миллиардов рублей. Теперь слово за судом.
Таких случаев хватает. Можно говорить о тенденции. Между тем люди, однажды попавшиеся на крючок мошенников, чаще всего теряют доверие ко всем благотворителям разом. И в следующий раз сильно задумаются, прежде чем перевести какие-то суммы на благотворительные счета. Даже реально нуждающимся и тяжелобольным. А таких действительно немало. Наша редакционная почта буквально переполнена письмами-мольбами. Вот Олег Матиевич из Могилева просит помочь собрать деньги для дочери. У нее тяжелое генетическое заболевание, на операцию потребуется 40 тысяч евро. Вот Виталий Козлов из Волковысского района буквально в день своего 20-летия остался без рук и ноги. Необходим биопротез немецкого производства стоимостью более 100 миллионов рублей. Или, например, семье Кузьмичкиных из Минска для лечения 3-месячной малютки в Германии нужно 60 тысяч евро: такова плата за избавление от страшного диагноза синдром Уэста.
Вот и задумаемся
Прямая речь
Михаил Рассолько, заместитель начальника главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам:
- На безвозмездную (спонсорскую) денежную помощь могут рассчитывать не все. Ее могут получить несовершеннолетние без одного или двух родителей, инвалиды, лица, нуждающиеся в дорогом лечении или операции. Причем обязательно должно быть предоставлено медицинское подтверждение этого. Если человек завышает необходимую сумму, наступает ответственность.
Автор публикации: Юрий БАКЕРЕНКО
Дата публикации: 13.02.2010"СБ" №33 (23675)
Читать статью на сайте "СБ"