Понятие «КСО» – уже на слуху


О том, с какими проблемами приходится сталкиваться благотворительным организациям в Беларуси, и о путях преодоления проблем
Фонд «Идея» пообщался с директором Фонда «Шанс» Натальей Маханько.

ISEFI: Какую роль вы отводите КСО в благотворительности, опираясь на опыт директора благотворительного фонда?
Н. М. : КСО — понятие, которое распространяется на коммерческие структуры и организации, которые позиционируют себя с точки зрения социально ответственного бизнеса. Благотворительностью же занимаются не только бизнес-структуры, но и частные лица. Но говоря о КСО необходимо отметить то, что существуют 3 уровня ответственности: 1-й — это когда решение о социальной ответственности принимаются внутри коллектива, 2-й — в ближайшем окружении (местное сообщество) и 3-й — решение глобальных проблем — в данном случае — окружающей среды. В этом смысле, конечно, понятие благотворительности хоть и пересекается с понятием КСО, но, безусловно, наделено иной смысловой нагрузкой. Пересечение этих двух понятий происходит в основном тогда, когда либо сотрудники компании, либо руководство компании принимает решение о том, чтобы оказать благотворительную помощь.

ISEFI: У нас в стране культура КСО до сих пор находится на стадии зарождения. Много ли организаций и бизнес-структур занимаются благотворительностью, которая вытекает не от частной инициативы сотрудников компаний, а от корпоративной?
Н. М. : Понятие КСО — уже, в принципе, на слуху. Но, к сожалению, у нас очень мало компаний, которые понимают это понятие в полном его смысле. И, на мой взгляд, четкое осознание этого вопроса есть у более крупного бизнеса, бизнеса устоявшегося.
Количество компаний, которые действуют в рамках программной благотворительной деятельности (не спонтанной) с нашим Фондом «Шанс», сейчас около четырехсот, при всем при том, что компаний, занимающихся благотворительностью, куда больше — думаю, их несколько тысяч. В основном же, конечно, руководители организаций принимают решение об оказании благотворительной помощи в результате эмоционального порыва, это является делом их личных убеждений. Как правило, они получают информацию из различных печатных и интернет-источников: увидели тот или иной сюжет, прочитали в СМИ историю и призыв о помощи. Но в то же время, как я отметила выше, есть ряд компаний, которые благотворительность вписывают в свои бизнес-планы, и эта работа уже является запланированной и программной — помощь не конкретному ребенку, а именно деньги на благотворительность как таковую.

ISEFI: Сейчас, в трудное для экономики время, количество благотворителей уменьшилось?
Н. М. : Я бы сказала, что нет. Мне очень нравится фраза Виктора Бабарико, Председателя Правления ОАО «Белгазпромбанк»: «Кризис не коснулся душ человеческих». В принципе, если у людей стало меньше финансовых возможностей, но человек хочет быть причастным к доброму делу, он все равно окажет помощь. Дело не в том, «могу я помочь или не могу», здесь срабатывает другой механизм — «если я хочу помочь, значит я помогу, несмотря на то, сколько денег у меня в кошельке». В Фонде «Шанс» в рублевом эквиваленте помощь поступает в большем количестве по сравнению с прошлым годом. К сожалению, резкий рост инфляции привел к тому, что суммы в валютном эквиваленте немного уменьшились. Но мы видим, что люди прекрасно понимают: кому-то в наше время еще хуже. Люди готовы оказывать помощь несмотря ни на что. Благотворительность — это феномен, и он с трудом поддается статистике.

ISEFI: Что дополнительно может стимулировать людей к занятию благотворительностью?
Н. М. : К сожалению, в Беларуси нет законодательства, которое бы регулировало занятие благотворительностью. Поэтому необходимо принятие единого нормативного правового акта о благотворительной деятельности (я уверена, что это должен быть Закон о благотворительности), где будет досконально прописан механизм осуществления благотворительной деятельности в Беларуси, предоставлены льготы участникам акта благотворительности. Уже готовы соответствующие предложения рабочей группы, сформированной Институтом законодательства и правовых исследований при Администрации Президента. (Институт проводил анализ законодательства зарубежных государств). На международной конференции «Разделяя ответственность общества», прошедшей в мае этого года в Минске, совместно с представителями многих некоммерческих и бизнес-организаций, средств массовой информации была разработана «Стратегия развития корпоративной благотворительности для Беларуси». В ближайшее время этот коллективный труд, а также предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего корпоративную благотворительность в Беларуси, будут направлены в соответствующие государственные органы.

ISEFI: Но одними законодательными мерами невозможно будет добиться результатов.
Н. М. : Да, конечно. Необходим комплексный подход, который включит в себя информирование целевых групп и общества в целом. Здесь важен нетривиальный подход, оригинальные идеи. Важна заинтересованность самих СМИ и поиск новых форм и жанров. Но уже, безусловно, в последние годы наблюдается положительная динамика, люди в нашей стране все больше и больше готовы быть БЛАГОТВОРИТЕЛЯМИ.

Читать статью на сайте Международного социально-экономического фонда "Идея"